Адаптированная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Томаровка Яковлевского городского округа Белгородской области» (далее Программа), разработана для детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи на основе Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный N 70809) и на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Содержательная часть Программы составлена с учетом коррекционно-развивающих программ:
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей;
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть I. Первый год обучения (старшая группа);
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть II. Второй год обучения (подготовительная группа);
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников: практическое пособие;
Коррекционная работа и инклюзивное образование детей с ТНР в МБДОУ осуществляется в рамках группы компенсирующей направленности.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Предназначена для устранения речевого дефекта детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом и предупреждения возможных трудностей в усвоении школьных знаний обусловленных речевым недоразвитием, включая сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон.
Целью данной программы является обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося с тяжелыми нарушениями речи раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся с ТНР дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
.
Адаптированная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Томаровка Яковлевского городского округа Белгородской области» (далее Программа), разработана для детей с ОВЗ с задержкой психологического развития на основе Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный N 70809) и на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 1
Содержательная часть Программы составлена с учетом коррекционно-развивающих программ:
Борякова Н.Ю., Касицина М.А. « Коррекционно – педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР»
Бордовская Е.В., Вечканова И.Г. Генералова Р.Н. (под ред. Баряевой Л.Б.) Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде.
Мамайчук И.И Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. Организационный аспект Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Предназначена для устранения задержки психологического развития обучающихся с ОВЗ с нормальным слухом и органически сохранным интеллектом для предупреждения возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных задержкой психологического развития, включая сложные речевые расстройства часто возникающие при ЗПР, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон.
Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Краткое описание Адаптированная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Томаровка Яковлевского городского округа Белгородской области» (далее Программа), разработана для детей с ОВЗ с расстройствами аутистического спектра на основе Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный N 70809) и на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Коррекционная работа и инклюзивное образование детей с РАС в МБДОУ осуществляется в рамках группы компенсирующей направленности.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер.
Структура Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).
Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как:
1. Предметная деятельность.
2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми).
4. Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ в социум.
Организационный раздел программы содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с РАС, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, особенности воспитательной работы.
Каждый из трех основных разделов АОП ДО для детей с РАС включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Обязательная часть АОП ДО для детей с РАС определяет содержание и организацию образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию указанных лиц по образовательным областям.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены технологии и формы организации образовательной деятельности, методы, способы и средства реализации АОП ДО для детей с РАС.
Формируемая часть образовательных отношений АОП ДО для детей с РАСотражается в соответствии с парциальными программами:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена:
- парциальной образовательной программой социально-коммуникативного развития «Мир Белогорья, я и мои друзья», Л.Н. Волошина, Л.В. Серых. 2017 год,
- парциальной программой «Выходи играть во двор», Волошиной Л.Н., 2018 год,
- парциальной программой «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования. Для детей 5–7 лет». Авторы-составители Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., Кириллов И.Л., Давыдова В.Е., Мищенко И.С., 2018 год.
Цель реализации АОП ДО для детей с РАС – обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с РАС, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
ГОДОВОЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц