ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

Дети с самого рождения обучаются в процессе игры. Ответственные родители придумывают для своего малыша интересные задания, используя многочисленные дидактические пособия – как покупные, так и изготовленные своими руками. К числу фаворитов, помогающих не только весело провести время, но и улучшить математические навыки и развить логику, относятся игры для детей с блоками Дьенеша. Они могут смело использоваться в работе с дошкольниками от 2 лет и младшими школьниками (до 10 лет).

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, направленный на развитие логики малышей. Дополнением набора являются карточки, на которых в схематичной форме представлены свойства, а также отрицание свойств.

Целью методики является развитие математических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Задачи использования блоков Дьенеша довольного разнообразны:

  • развитие и совершенствование умения проводить анализ формы предметов;
  • улучшение умения сравнивать предметы между собой по одному или нескольким параметрам;
  • развитие фантазии и творческого начала у детей.

Занятия с блоками Дьенеша формируют у малышей настойчивость, стремление решить поставленную задачу, помогут приобрести веру в свои силы, стремление мыслить, принимать решения, догадываться.

Заниматься с блоками Дьенеша могут дети разнного возраста:

  • Самые маленькие – от 2 лет – могут использовать элементы набора как замещающие предметы и играть в простейшие увлекательные игры (например, «Покорми животных»).
  • Средний дошкольный возраст. При помощи цветных фигурок ребята могут выстраивать различные картинки, пользуясь готовыми схемами или же подключая собственную фантазию.
  • Старший дошкольный возраст. Блоки становятся отличным способом улучшить математические навыки, научиться считать, получить важнейшие представления о том, что такое «больше» и «меньше».

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ БЛОКИ?

В набор, предназначенный для дидактической игры, входят блоки (48 геометрических фигур), которые могут использоваться в организации занятия с детьми в домашних условиях.

Сами фигуры различаются по нескольким параметрам, одинаковых элементов нет:

  • есть несколько цветов: желтый, красный, синий;
  • по форме блоки представляют собой геометрические фигуры – треугольник, квадрат, круг, прямоугольник;
  • размеры также различны, элементы могут быть как большими, так и маленькими;
  • толщина: тонкие и толстые.

Дидактические игры с блоками Дьенеша отличаются разнообразием, и использование той или иной из них зависит от возраста и способностей конкретного ребенка. Причем современные педагоги советуют обращать внимание именно на развитие малыша: некоторые дети могут приступить к овладению новыми знаниями гораздо раньше (или позднее) сверстников, но ничего противоестественного в этом нет.

Создатель методики предложил опираться на несколько этапов работы с пособием:

  • Свободная игра. Здесь нет каких-либо установленных правил, ребенок сам их придумывает. Таким образом, происходит первое знакомство с миром математических фигур.
  • Игра по правилам. Родители объясняют, что нужно делать, задача ребенка – повторить. Например, «повтори узор» – малыш должен сложить из фигурок набора представленный на рисунке готовый вариант.
  • Математические игры. Знакомство с числами. Использование блоков Дьенеша для выполнения первых арифметических действий.